Обвинение медицинских работников в получении взятки

Описание проблемы

Медицинских работников нередко обвиняют в получении взятки, но в большинстве случаев эти обвинения ничем не обоснованы. В каких ситуациях медицинского работника могут обвинить в получении взятки? Что нужно совершить, чтобы такое обвинение было предъявлено?

Нормативно-правовое регулирование

В последние годы государство принимает активные меры для противодействия взяточничеству и коррупции, в том числе и в сфере здравоохранения, определяя новые пути и создавая новые средства, формы и методы профилактики этого негативного явления,  используя позитивный опыт международного правотворчества, а также практику отдельных зарубежных стран, добившихся значительных успехов в этом направлении.

В сфере здравоохранения субъектами взяточничества выступают исключительно должностные лица, в связи с чем, на наш взгляд, следует уделить внимание рассмотрению данного понятия.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, должностными лицами являются лица,  постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии постановлением Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19
«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», к представителям власти относятся лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также, в соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ, – иные лица правоохранительных и контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности
и форм собственности.

Организационно-распорядительные функции состоят в руководстве коллективом, расстановке и подборе кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержании дисциплины, применении мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий, а также в совершении действий, влекущих юридически значимые последствия. Эти функции, в частности, осуществляют руководители министерств, федеральных служб, агентств, их заместители, руководители государственных или муниципальных учреждений науки, культуры и образования, медицинских организаций, их структурных подразделений. Например, организационно-распорядительные функции исполняют главный врач, заместитель руководителя медицинской организации, заведующий отделением, старшая медсестра, ответственный дежурный по стационару.

Административно-хозяйственные функции включают полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских
счетах организаций и учреждений, принятию решений о начислении заработной платы,  премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению
порядка их хранения. Такими полномочиями, в частности, обладают руководители финансовых отделов и служб и их заместители, бухгалтеры, заведующие складами, ведомственные ревизоры и контролеры.

Не являются должностными те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные обязанности. В качестве примера можно привести врача, учителя, преподавателя, научного работника. Вместе с тем если помимо осуществления таких обязанностей на работника государственного или муниципального учреждения в установленном порядке временно возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то он признается должностным лицом, – например, медицинский работник, выполняющий обязанности члена клинико-экспертной комиссии или призывной комиссии, либо врач при выдаче листка нетрудоспособности, справки о состоянии здоровья.

Как было уже сказано, функции должностного лица могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Осуществление функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативно-правовым актом, приказом или  распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. По специальному полномочию функции должностного лица могут осуществляться в течение определенного времени, однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию субъект признается должностным лицом лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Под взяточничеством следует понимать действия должностных лиц, направленные на заведомо незаконное получение материального вознаграждения за свое служебное поведение или в связи с занимаемой ими должностью.

Важным признаком, характеризующим взятку, является ее размер: простой, значительный, крупный и особо крупный. Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

Отметим, что действующим законодательством не устанавливается минимальный размер переданных материальных ценностей, имущественных прав или оказанных услуг имущественного характера, который квалифицируется как взятка.

Судебная практика не рассматривает в качестве взятки получение вещей, не имеющих  материальной ценности, но которые дороги должностному лицу. Также действия неимущественного характера не могут выступать в качестве предмета взятки (положительная характеристика или рекомендательные письма).

Получение взятки выражается в ее фактическом принятии должностным лицом. В соответствии со ст. 290 УК РФ взятка может быть передана лично или через посредника. Имущественные ценности могут быть переданы как самому должностному лицу, так и с его ведома членам семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также перечислены на счет взяткополучателя.

Обязательным признаком данного преступления является основание получения должностным лицом взятки. К таким основаниям относятся определенные формы служебных действий (поведения) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Можно выделить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка.

Во-первых, это правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ). Во-вторых, правомерные действия
(бездействие) должностного лица, которые хотя и не входят в служебные полномочия  должностного лица, но оно в силу должностного положения может способствовать таким
действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК РФ). В-третьих, незаконные действия, которые должностное лицо совершает или способствует их совершению, используя свое должностное положение (ч. 3 ст. 290 УК РФ). В-четвертых, общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ).

Получение взятки путем вымогательства (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) представляет собой одностороннее коррупционное отношение, в котором общественно опасными и наказуемыми признаются лишь действия взяткополучателя. Взяткодатель в этом случае освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ.

В п. 18 постановления от 09.07.2013 № 24 выделены две разновидности вымогательства взятки. Первая из них выражается в требовании должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица. Вторая форма вымогательства состоит в заведомом создании условий, при которых лицо вынуждено передать указанные ценности с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Важно помнить, что не бывает взятки по неосторожности. Это всегда умысел. Это преследование корыстной цели либо какой-то иной заинтересованности. Вот эти субъективные и объективные составы преступления обязаны быть доказаны. Если они не доказаны, то нет и состава преступления. Взятка берется под какие-то конкретные действия или бездействия – несовершение каких-то действий.

Особо стоит отметить, что согласно ст. 575 ГК РФ сотрудникам общеобразовательных, медицинских и тому подобных учреждений нельзя принимать в дар больше 3 тыс. руб. Нельзя разбить более крупную сумму и каждый день получать по 3 тыс. рублей – якобы, в качестве дара. Взятка отличается от дара не размером суммы, а по самой сути, поскольку взятка – это конкретное действие в угоду взяткодателю или лицам, которых он представляет. Подарок, в отличие от взятки, не связан с конкретным действием. Часто бывает так называемый взятко-подкуп – его дают заранее, до совершения каких-либо соответствующих компетентных действий. А благодарность, как правило, – после действий. И для состава преступления по взятке ее сумма играет только одну роль – увеличивает срок наказания. Так что дело не в сумме, а в том, был ли факт взятки или нет.

Для различения подарка и взятки следует учитывать, что подарок не предполагает встречного обязательства. Лицо получает его не за действие (бездействие), которое оно может осуществить, а как знак уважения и внимания. Соответственно, и вручающий подарок не рассчитывает на какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Но что происходит, если стоимость подарка превышает разрешенную ГК РФ сумму в 3 тыс. руб.? Если врач принимает такой подарок, то в этом случае он нарушает ГК РФ, а не Уголовный кодекс. Дисциплинарно он может быть наказан, но уголовного преследования не будет, поскольку это был дар. К тому же врач мог не знать не только о сумме подарка, но и о самом подарке, ведь о благодарности людей не предупреждают.

Также следует обратить внимание, что когда медицинский работник выходит на улицу после работы, он становится обычным гражданином, может принимать любые подарки, поскольку ограничение, предусмотренное стать. 575 ГК РФ, налагается на медицинского работника только на прием подарков при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Практические рекомендации

Для того чтобы оспорить ложные обвинения в получении взятки, необходимо предпринять  следующие действия:

  1. Найдите квалифицированного адвоката с внушительным стажем работы и положительным опытом решения дел, связанных с мошенничеством, взяточничеством и т.п.
  2. Если прямого доказательства получения взятки по вашей инициативе нет, попытайтесь доказать факт провокации дачи взятки со стороны взяткодателя. Таким доказательством могут послужить подкинутые в документы, рабочий стол, кабинет, машину деньги, а также деньги, спрятанные в чисто символические подарки (вазу, картину, шоколадные конфеты), и пр. То есть, принимая подарок, вы не догадывались, что в нем спрятана взятка. Если удастся доказать факт неосведомленности при получении взятки, снять обвинение во взяточничестве получится быстро.
  3. Не подписывайте добровольное признание о получении взятки. Очень часто такое  признание бывает фактически единственным основанием для привлечения медицинского работника к уголовной ответственности.
  4. Подготовьте материалы, доказывающие невиновность: запись разговора при передаче взятки, полученная с диктофона, свидетельские показания (люди, которые слышали разговор, присутствовали при передаче взятки); комментарии знакомых или коллег взяткодателя, которые могут рассказать, как взяткодатель рассказывал им о своем намерении организовать подлог взятки; документы, выступающие доказательством законности всех действий ложного взяткополучателя.
  5. Если доказательств, подтверждающих невиновность ложного взяткополучателя, недостаточно, придется оспаривать открытое уголовное дело в судебном порядке.