24.12.2018|Для медицинских организаций, Юридическая поддержка

В отечественном законодательстве дефиниция «конфликт интересов» была закреплена в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, что практически отражает положения Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Также данное понятие было закреплено в ряде других нормативно-правовых актов, например:

  • Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О саморегулируемых организациях».

Отдельно стоит отметить нормативно-правовые акты, имеющие непосредственное отношение к осуществлению медицинской организацией медицинской деятельности:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности».

Медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с медицинской организацией, не имеют статуса государственного служащего, поэтому на них не распространяется действие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Однако медицинские организации, осуществляя уставные виды деятельности, выступают в гражданском обороте в роли хозяйствующего субъекта, являясь, в случае если речь идет об учреждениях, учредителем которых выступают государственные органы исполнительной власти (государственные, муниципальные учреждения здравоохранения), некоммерческими организациями, деятельность которых, в частности, регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Особо стоит отметить, что медицинская организация, являясь бюджетным учреждением, вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, в том числе приносящими доход, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Таким образом, медицинская организация может осуществлять не только медицинскую деятельность, но и иные виды деятельности. Так, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (ст. 120, 296), что фактически позволяет медицинской организации распоряжаться имуществом (вести хозяйственную деятельность) с учетом определенных ограничений, установленных законом.

В ходе осуществления медицинской организацией хозяйственной деятельности возможны ситуации, когда у ее работников может возникнуть конфликт интересов, связанный с их личной заинтересованностью в совершении медицинской организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, которые могут привести к получению личной выгоды. Рассмотрим подробно, какие меры предусмотрены законодательством с целью предупреждения подобного рода ситуаций.

Понятие «конфликт интересов» тесно связано с понятием «заинтересованные лица». Согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ под заинтересованными лицами понимаются лица, заинтересованные в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, если эти лица состоят с такими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане должны являться поставщиками товаров или услуг для некоммерческой организации либо крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеть имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, а также иметь возможность тем или иным образом извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Кроме того, законодательством также установлен перечень должностей таких лиц. Для медицинских организаций такими лицами будут являться:

  • руководитель медицинской организации;
  • заместители руководителя медицинской организации;
  • сотрудники различных надзорных органов (Росздравнадзора, Роспотребнадзора, орга- нов управления здравоохранением и т.д.).

Стоит отметить, что вышеуказанные лица, безусловно, являются лицами, уполномоченными принимать решения, а значит, способны тем или иным образом влиять на деятельность медицинской организации. Поэтому на вышеуказанных лиц законодательно накладываются следующие обязанности:

1) Соблюдение интересов медицинской организации (в первую очередь в отношении целей ее деятельности).

2) Запрет на использование различного рода возможностей медицинской организации в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами медицинской организации. Под возможностями медицинской организации следует понимать:

  • принадлежащее ей имущество;
  • различные имущественные и неимущественные права (например, право оперативного управления имуществом, право распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности, право на прием сотрудников по результатам испытаний и т.п.)
  • информация о деятельности и планах медицинской организации, имеющая для нее ценность (например, сведения о прибыли медицинской организации от осуществления приносящей доходы деятельности, персональные данные сотрудников медицинской организации и т.п.).

3) Обязанность сообщить о своей заинтересованности до момента принятия решения о заключении сделки (в случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть медицинская организация) соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

При этом совершение сделки, при осуществлении которой возможен конфликт интересов (например, продажа медицинской организацией имущества, приобретенного за счет средств, полученных при оказании платных медицинских услуг, фирме, совладельцем которой является руководитель медицинской организации) возможно только после одобрения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Сделка, совершенная с нарушением этого требования, может быть признана судом недействительной. В этом случае заинтересованное лицо несет ответственность перед медицинской организацией за причинение ей убытков (если таковые имели место), а если же заинтересованных лиц было несколько, то их ответственность перед медицинской организацией является солидарной.

Особого внимания заслуживает возникновение конфликта интересов при осуществлении медицинской организацией непосредственно медицинской деятельности, в частности при взаимодействии медицинских организаций и их работников с различными фармацевтическими компаниями и их представителями. Эта проблема была урегулирована законодателем сравнительно недавно, в 2011 г., когда был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (вступил в действие с 01.01.2012), устанавливающий, в частности, ограничения для медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также содержащий соответствующую дефиницию – «конфликт интересов».

Согласно ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя фармацевтической компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента. Как правило, таким преимуществом будет являться получение медицинским работником различных видов вознаграждений и преференций со стороны компаний-производителей за участие в продвижении определенных лекарственных препаратов.

С целью предупреждения возникновения подобного конфликта интересов законодательством наложены определенные ограничения на осуществление медицинскими работниками своей профессиональной деятельности (ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Такими ограничениями являются:

1) Запрет на прием от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, подарков, денежных средств (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Стоит отметить, что законодательство не содержит юридически значимых определений подарков и развлекательных мероприятий, что существенно затрудняет использование данной правовой нормы в правоприменительной практике. Вместе с тем зачастую происходит подмена понятий, когда руководители медицинских организаций запрещают своим работникам принимать участие в научно-практических конференциях, мотивируя свое решение тем, что медицинским работникам запрещено принимать участие в подобного рода мероприятиях. Это – ошибочное утверждение, поскольку сама по себе научно-практическая конференция не может считаться развлекательным мероприятием, так как преследует диаметрально противоположные цели и задачи, такие как обмен опытом медицинских работников, получение новых знаний, общение с ведущими специалистами, что позволяет медицинским работникам получать актуальные знания о лекарственных препаратах и методах лечения и, в свою очередь, способствует реализации обязанности медицинской организации по предоставлению пациенту достоверной информации о лечении, которое ему предоставляется.

2) Запрет на заключение с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий).

3) Запрет на получение от компании, представителя компании образцов лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий).

4) Запрет на предоставление пациенту при назначении лечения недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрытие сведений о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий. Стоит отметить, что в настоящее время одним из основных источников получения наиболее подробной информации о лекарственных препаратах и медицинских исследованиях для медицинских работников наряду с сетью Интернет является информация, получаемая от медицинских представителей фармацевтических компаний, поэтому установление подобного запрета для медицинских работников наряду с ограничениями по взаимодействию с представителями фармацевтических компаний выглядит не совсем логичным.

5) Запрет на выписку лекарственных препаратов, медицинских изделий на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Отдельно стоит отметить запрет на осуществление медицинскими работниками приема представителей фармацевтических компаний. Данный запрет в свое время был воспринят многими руководителями медицинских организаций буквально, что в итоге вылилось в издание различных приказов и распоряжений, устанавливающих тотальный запрет на общение медицинских работников и представителей фармацевтических компаний на территории медицинской организации. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ прямое общение медицинских работников и представителей фармацевтических компаний допускается при участии в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня в порядке, установленном администрацией медицинской организации. Таким образом, руководителю медицинской организации целесообразно издать соответствующий приказ (распоряжение), в котором следует установить порядок взаимодействия медицинских работников и представителей фармацевтических компаний, а так- же определенные условия их взаимодействия. Например, общение строго с целью получения достоверной информации о лекарственных препаратах, прием представителей в определенное время (дни, часы), порядок проведения конференций с участием представителей фармацевтических компаний на территории медицинской организации и т.п.

На медицинских работниках также лежит обязанность по информированию о возникновении конфликта интересов. В случае возникновения подобного конфликта медицинский работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения РФ. Данное обращение должно стать предметом разбирательства специальной комиссии, положение о которой утверждено приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.

В случае установления комиссией факта совершения медицинским или фармацевтическим работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение трех рабочих дней. Так- же полномочиями по выявлению подобных правонарушений обладает и Росздравнадзор (согласно п. 5.1.3.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 323). В настоящее время ответственность за несоблюдение медицинскими работниками накладываемых на них ограничений установлена ст. 6.29 КоАП РФ.