Врачебная тайна
Согласно ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ пациент имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Кроме того, пациент или его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
Препятствий для получения информации о состоянии собственного здоровья у пациента нет. Однако совсем другое дело, если речь идет о получении такой информации другими заинтересованными лицами – родственниками, близкими. Здесь вступает в силу понятие «врачебная тайна».
Понятие врачебной тайны определено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в ст. 13. Согласно статье, врачебная тайна – это соблюдение тайны о факте обращения гражданина за медпомощью, о состоянии его здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных в ходе медицинского обследования и лечения. При этом не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека.
На практике же часто возникают ситуации, когда близкие или родственники пациента, который находится на лечении, обращаются за информацией о состоянии здоровья родственника. Как в этом случае действовать врачу?
Во-первых, статья о врачебной тайне гласит, что с письменного согласия гражданина или его за- конного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам. Если мы посмотрим на законодательство, то в нем нет прямых указаний на то, какие сведения о пациенте (какую именно часть информации и каким гражданам) может разглашать медицинская организация. Но есть Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», в приложении к которому имеется форма информированного добровольного согласия, в которую пациент должен вписать сведения о выбранных им лицах, которым в соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ может быть передана информация о состоянии здоровья пациента. Пациент может вписать в эту форму любых лиц по своему выбору. Но необходимо четко прописать – какую именно информацию он доверяет передавать указанным им лицам, дозволяет ли знакомиться с медицинской документацией и в каком именно объеме.
Важно помнить, что разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается после смерти человека. И одно из оснований прекращения действия доверенности от физического лица – наступление смерти гражданина, выдавшего такую доверенность (ст. 188 ГК РФ). Поэтому если пациент умер, то даже при наличии доверенности, выданной при его жизни, информацию выдавать запрещено на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Сегодня очень много идет запросов от различных инстанций в медицинские организации на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. И медицинские организации часто обращаются за консультацией – как ответить на запрос. Здесь есть немало тонких моментов.
Как гласит ст. 13 – предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия. Но, предоставляя информацию по такому запросу, важно помнить, что речь идет о предоставлении информации в рамках расследования уголовного дела. Например, есть органы дознания, сформированные при службе судебных приставов. Так, недавно из службы судебных приставов-исполнителей пришел запрос на предоставление сведений о пациенте, который по их делу является крупным должником (по решению гражданского суда). Приставы хотели получить информацию о том, обращался ли в конкретные дни данный гражданин в эту организацию за медицинской помощью. И медицинская организация обратилась за помощью – как поступить в данном случае. Был отказ в раскрытии такой информации, так как служба судебных приставов не входит в закрытый перечень органов, для которых допустимо раскрытие такой информации. Вот этот перечень, который содержится в п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ:
- по запросам органов дознания и следствия;
- по запросу суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
- по запросу органа уголовно-исполни- тельной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществления контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.
В этом четком списке нет гражданской системы приставов-исполнителей, которая работает по взысканию с граждан долгов. Тем не менее когда пристав-исполнитель ознакомился с отказом, то он стал угрожать руководителю медицинской организации уголовным преследованием за препятствование исполнительской деятельности, на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительной системе». Но никакого состава уголовного преследования руководителя по такому отказу быть не может. Руководитель отказывает по прямому требованию закона. Закон «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность приставов, к медицинской организации он не имеет никакого отношения. Для медицинской организации закон – Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а по этому закону даже факт посещения пациентом клиники не должен раскрываться, если нет согласия самого пациента. Приставы часто ссылаются на ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ как на обязательность исполнения своих требований. Но статья гласит: «Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации». То есть начинается со слов – «законные требования», таким образом, требования пристава не должны нарушать законодательства ни «своего», ни иного специального. В данном же случае приставы прямо требовали нарушить нормы о врачебной тайне, следовательно, такие требования перестают быть законными. Если бы медицинская организация раскрыла сведения по требованию пристава, то она могла бы понести административную ответственность по ст. 13.14 КоАП, и даже уголовную – по ст. 137 УК РФ, а также и гражданскую – пациент вправе подать гражданский иск о компенсации морального вреда за подобное раскрытие сведений, и будет прав.
Однако отметим, что если служба приставов делает запрос в рамках расследования уголовного дела, то такая информация обязана быть предоставлена медицинской организацией.
Возникает много непростых ситуаций в связи с адвокатскими запросами в медицинские организации. Так, в практике были случаи, когда главных врачей привлекали к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ за игнорирование адвокатского запроса (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).
При адвокатских запросах важно учитывать несколько важных моментов. Во-первых, статья о врачебной тайне в соответствии с общим правилом не включает в себя раскрытие тайны адвокату, то есть только лишь адвокатского статуса для этого недостаточно.
Во-вторых, ознакомление, а также получение копий с медицинской документации пациента возможно только на основании доверенности от самого пациента с необходимым перечнем полномочий на ознакомление (см. также Приказ Минздрава от 29.06.16 № 425н (вступил в силу 27.11.16). И, наконец, адвокат имеет право делать запрос только в отношении своих доверителей.
Сегодня нередко адвокаты делают запросы не в отношении своих доверителей, а в отношении оппонентов своих доверителей, и медицинские организации предоставляют им информацию, что является серьезной ошибкой – в подобных случаях информация не предоставляется.
Если адвокатский запрос правомерен – сделан в отношении доверителя и при наличии соответствующих полномочий, то медицинская организация должна выдать ответ в течение 30 дней.
Если же поступает адвокатский запрос в отношении пациента без надлежащей доверенности – медицинская организация обязана отказать в раскрытии такой информации на основании сохранения врачебной тайны. Ответ необходимо направить также в течение 30 дней.
В настоящее время часто возникают ситуации, когда информацию, составляющую врачебную тайну, все чаще запрашивают СМИ. Достаточно часто пациенты обращаются в СМИ с просьбой написать материал о том или ином случае, особенно когда речь идет о негативном опыте лечения их самих или их родственников. В этом случае пациент, как правило, сам раскрывает врачебную тайну журналистам, но это не снимает с медицинской организации обязанности хранить врачебную тайну. Если есть подтвержденные факты, что пациент уже раскрыл определенную информацию о себе, то по запросу СМИ медицинская организация может подтвердить эти факты или опровергнуть их (например, факт обращения за помощью, проведение тех или иных медицинских манипуляций и т.д.), подробно же раскрывать обстоятельства лечения, рассказывать об осложнениях, прочих нюансах лечение – не рекомендуется.