Система правоотношений врача и пациента. Правила внутреннего распорядка медицинской организации
Описание проблемы
При оказании медицинской помощи гражданам медицинская организация сталкивается с рядом вопросов, прямо не урегулированных действующим законодательством: например, может ли пациент приходить на прием в сопровождении родственников, в какое время разрешается посещение пациентов стационара и т.п. Ответ на эти вопросы могут дать Правила внутреннего распорядка в медицинской организации, утвержденные приказом ее руководителя.
Нормативно-правовое регулирование
Правила внутреннего распорядка медицинской организации являются обязательными для пациентов в силу требований, установленных ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно этой статье закона, граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Таким образом, в руках администрации медицинской организации появляется уникальный инструмент, с помощью которого можно значительно снизить риск возникновения конфликтов с пациентами, а также минимизировать негативные для лечебного учреждения и ее персонала последствия таких конфликтов, если они все-таки возникли. Особо стоит отметить, что практически единственным условием, которое предъявляется к Правилам внутреннего распорядка медицинской организации, является условие о том, чтобы правила не противоречили действующему законодательству.
Практические рекомендации
При составлении Правил внутреннего распорядка следует обращать внимание на множество важных моментов.
Во-первых, необходимо установить порядок обращения в медицинскую организацию¸ в котором следует:
- сообщить о порядке предоставления медицинской помощи населению (расписание
работы); - указать категории лиц, которые могут обращаться за медицинской помощью;
- прописать алгоритм действий пациентов при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (обращение в службу скорой помощи, контактные телефоны);
- указать порядок записи на прием к врачу, обязательно отразив недопустимость посещения врача без записи;
- указать на необходимость подписания информированного добровольного согласия как выполнение законодательно установленной обязанности пациента (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ), а также указать круг лиц, которые могут подписать информированное добровольное согласие за несовершеннолетних пациентов;
- указать, что пациенты, нуждающиеся в неотложной помощи, принимаются в особом
порядке. Такой порядок необходимо разработать в медицинской организации, в частности, организовать дежурства участковых врачей, в обязанности которых будет входить оказание неотложной помощи нуждающимся, либо установить определенные часы для каждого из врачей-специалистов, в которые он должен будет оказывать неотложную медпомощь; - указать, каким образом пациент может получить информацию о своем здоровье и медицинскую документацию. В медицинской организации в обязательном порядке должно быть разработано положение, согласно которому происходит ознакомление пациентов с медицинской документацией.
Таким образом, пациенты получают возможность ознакомиться с предельно ясными алгоритмами своих действий в тех или иных ситуациях, понимают, каким именно образом ведется запись на прием к врачу, каков порядок получения медицинской документации и т.д. Это избавляет их от необходимости обращаться за дополнительными разъяснениями, устраняет недопонимание и, как следствие, уменьшает риск возникновения конфликтных ситуаций.
Во-вторых, в Правилах внутреннего распорядка также следует установить основные права и обязанности пациента. Необходимо указать на основные права граждан при получении медицинской помощи (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Но не менее важно закрепить обязанности пациентов и иных лиц при посещении медицинской организации, а именно:
- соблюдать правила внутреннего распорядка;
- бережно относиться к имуществу медицинской организации;
- уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
- уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность;
- предоставлять медицинским работникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств и проведению медицинских вмешательств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
- соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила (вход в медицинскую организацию в сменной обуви или бахилах, безверхней одежды и т.п.);
- в обязательном порядке выполнять все медицинские предписания, рекомендации и назначения лечащего врача.
Конечно, с одной стороны, никто не может обязать пациента неукоснительно следовать врачебным рекомендациям, врач не может проконтролировать каждый прием лекарств. Но необоснованное невыполнение больным целесообразных предписаний врача, необоснованный отказ от приема лекарств и процедур, что влечет за собой снижение эффективности лечения, при подробном и правильном оформлении в медицинской документации – с указанием дат, времени нарушения лечения, можно расценить как добровольный отказ от медицинского вмешательства, т.е. при нарушении пациентом обязанностей, предписанных законом или определенных гражданско-правовым договором, врач имеет право отказаться от его лечения.
Если пациент осведомлен, что врач может отказаться по согласованию с соответствующим
должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, то это побуждает его более ответственно относиться к назначенному врачом лечению.
В связи с тем, что в сегодняшних реалиях конфликты между врачами и пациентами не редкость, важно отдельно указать на недопустимость оскорбления и неуважительного отношения к медицинским работникам, а также предупредить об ответственности за соответствующие правонарушения. В частности, можно повесить на стенах медицинской организации демонстрационный плакат, информирующий посетителей о положениях ст. 5.61
«Оскорбление» КоАП РФ.
Важно указать на недопустимость для пациентов и посетителей медицинской организации
производить фото- и киносъемку, звуко- и видеозапись медицинских работников без их согласия, поскольку это противоречит законодательству о персональных данных.
И даже некоторые кажущиеся очевидными правила посещения необходимо четко прописывать. Так, важно установить безусловный запрет для пациентов и посетителей медицинской организации:
- на распитие спиртных напитков на территории медицинской организации, а также
нахождение в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения; - на самовольное проникновение в служебные помещения;
- на принос на территорию медицинской организации легковоспламеняющихся, отравляющих, токсичных, ядовитых веществ, колющих и легко бьющихся предметов, а также животных;
- на передвижение по территории медицинской организации на роликовых коньках, досках, самокатах, велосипедах и с помощью всех подобных средств – в помещениях.
Как уже отмечалось, важно все нарушения задокументировать. Например, зафиксировать опьяненное состояние важно, поскольку, во-первых, в правилах внутреннего распорядка медицинской организации обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во-вторых, послужит доказательством неадекватного восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.
Конечно, жалобы от пациентов были, есть и будут. Но порядок работы с ними должен быть
четким для всех участников процесса. Необходимо разработать алгоритм рассмотрения
обращений пациентов к администрации и проинформировать о нем посетителей поликлиники. Алгоритмом должны быть предусмотрены порядок подачи обращения, сроки его рассмотрения и порядок реагирования на заявления. Рекомендованный срок обращения – 10 дней (в соответствии с законодательством о защите прав потребителей).
Также в Правилах внутреннего распорядка рекомендуется указать, что за их несоблюдение
пациенты и посетители поликлиники несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.