Третий этап аккредитации специалиста — решение ситуационных задач — для лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ (профессиональная подготовка) проводится путем ответа аккредитуемым на 5 вопросов, содержащихся в каждой из трех ситуационных задач.

Комплектование набора из трех ситуационных задач осуществляется с использованием информационных систем. На подготовку отводится 60 минут. На заслушивание — не более 30 минут.

В качестве примера размещаем вариант из трех ситуационных задач: 

Примеры ситуационных задач по специальности «Педиатрия»

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Основная часть
Ребенок М. 10 месяцев поступил с жалобами на слабость, вялость, снижение
аппетита, жидкий обильный стул, похудание.
Анамнез жизни: ребенок с 1 месяца на искусственном вскармливании, из группы
часто болеющих детей, с 2-х месяцев беспокоили запоры, с 8 месяцев – периодически
частый обильный стул.
Анамнез заболевания: ребенок заболел остро два дня назад, когда остро
повысилась температура до 39° С, была однократная рвота и появился обильный,
водянистый жѐлто-зеленого цвета стул с непереваренными частицами пищи 10 раз в
сутки.
Результаты анализов:
ОАК: гемоглобин – 96 г/л, эритроциты – 3,6  1012 /л, ЦП – 0,8; гематокрит – 41%,
лейкоциты – 16,2109
/л, э-2%, п/я-7%, с/я-34%, л-49%, м-8%, СОЭ–10 мм/ч.
ОАМ: цвет – желтый, удельный вес – 1016, лейкоциты – 2-3 в поле зрения, белок –
отрицательный, эритроциты – нет, эпителий плоский – 3-4 в поле зрения.
Копрограмма: желтый, жидкий, крахмал – зерна, нейтральный жир – в большом
количестве.
Бактериологическое исследование кала: на шигеллы и сальмонеллы –
отрицательный.
Количественное определение микроорганизмов (в 1 г кала): бифидобактерии менее
107 КОЕ/г, выделена Klebsiella pneumonia 107 КОЕ/г.
Серологические реакции: с аутоштаммом в титре 1/16 ++.

Вопросы:
1. Поставьте диагноз в соответствии с классификацией.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Назначьте план лечения.
4. Какие предрасполагающие факторы способствовали возникновению заболевания.
5. Проведите противоэпидемические мероприятия в очаге.

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Основная часть
Врачом-педиатром участковым производится плановый профилактический осмотр
ребѐнка 8 месяцев.
Из анамнеза: ребѐнок М. от 2 беременности, протекавшей на фоне выраженного
гестоза во 2 триместре, мать во время беременности поливитаминные препараты не
принимала, предгравидарную подготовку не проходила. Питалась во время беременности
преимущественно «фаст-фудом», мотивируя отсутствием времени ввиду занятости на
работе для приготовления другой пищи. Проживает в экологически неблагоприятном
районе (химпроизводство с большим выбросом дыма), курение – 1 пачка в сутки. Роды 2
срочные. Вес при рождении 3200 г, длина 51 см, оценка по Апгар 8/9 баллов. Ребенок
родился в сентябре. Неонатальный период без особенностей. На грудном вскармливании
до 1 месяца, далее — искусственное вскармливание (адаптированные молочные смеси 0,5-
0,7 л в сутки). В настоящее время в питании преобладают молочно-крупяные блюда.
Однократно перенес острый бронхит, а также ОРВИ. Пребывание на свежем воздухе 2-3
раза в неделю по 1 часу (мать работает уборщицей, совмещает 0,75 ставки).
Масса тела 7920 г, длина 72 см. При оценке нервно-психического развития
выявлено отставание на 1 эпикризный срок моторных функций, умений и навыков.
Объективно: кожные покровы бледные, значительно выступают лобные и
теменные бугры («квадратная» голова), затылок уплощѐн, большой родничок 1,51,5 см,
края неподатливы. Зубов нет. Грудная клетка: развѐрнута нижняя аппертура, на рѐбрах
«чѐтки», на запястьях «браслетки». Мышечная гипотония. Живот увеличен в размерах,
печень пальпируется на 1,5 см из-под края рѐберной дуги, отмечаются запоры.

Вопросы:
1. Предположите и обоснуйте наиболее вероятный диагноз. Составьте план
обследования ребенка, обоснуйте его.
2. Какие методы реабилитации, нутриентная поддержка рекомендованы матери и
ребенку? Обоснуйте свой выбор.
3. Через 4 месяца лечения: незначительно выступают лобные и теменные бугры,
затылок уплощѐн, небольшой родничок 0,5х0,5см. Зубы — прорезывание 2 молочных
зубов. Грудная клетка: на рѐбрах «чѐтки». Мышечный тонус в норме, легкий
нефиксированный кифоз в грудном отделе позвоночника. Живот не увеличен в
размерах. Какова ваша дальнейшая лечебная тактика? Обоснуйте ваш выбор.
Оцените динамику процесса.
4. Составьте и обоснуйте план профилактических мероприятий, предотвращающих
развитие рахита у данного ребенка.
5. Организация и ведение Школы здоровья для беременных и молодых мам, средним
медперсоналом под контролем педиатра.

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Основная часть
Вызов к мальчику 7 лет. Жалобы на одышку, сухой кашель, затрудненное носовое
дыхание.
Из анамнеза: ребенок от II беременности, протекавшей гладко. Роды
физиологические, в срок. Масса при рождении 4050 г. С 3-х месяцев на искусственном
вскармливании. С 4-х месяцев страдает атопическим дерматитом. С 4-х летнего возраста
беспокоит постоянная заложенность носа. С 5-ти лет — рецидивирующие эпизоды
бронхиальной обструкции, возникающие в августе-сентябре, купирующиеся ингаляцией
сальбутамола. При проведении аллергологического обследования выявлена
сенсибилизация к аллергенам сорных трав. Семейный аллергоанамнез отягощен: у мамы —
аллергический ринит. Данный эпизод возник 2 дня назад, когда при выезде за город
появились вышеперечисленные жалобы.
При осмотре состояние средней тяжести. Кожные покровы чистые. Носовое
дыхание затруднено. Кашель сухой. Одышка экспираторная. ЧД — 31 в 1 минуту. Грудная
клетка вздута. Перкуторно над легкими легочный звук с коробочным оттенком. При
аускультации с обеих сторон выслушиваются сухие свистящие хрипы. Тоны сердца
звучные. ЧСС – 103 уд/мин. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации. Стул, диурез в
норме.

Вопросы:
1. Сформулируйте клинический диагноз.
2. Обоснуйте выставленный вами диагноз
3. Какие лабораторно-инструментальные исследования необходимо провести для
верификации диагноза? В консультации каких специалистов нуждается ребенок?
4. Назначьте лечение данному больному.
5. Составьте план диспансерного наблюдения на участке.